Назад

Возрастные кризисы у детей. Почему они возникают?

 

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: "младенческий" - с рождения до одного года, "раннее детство" - от года до трех, и "дошкольное детство" - от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития. Кризис - это необходимый этап развития ребенка, когда накапливаются новые потребности, а старые формы их удовлетворения не подходят, поэтому происходит поиск новых моделей поведения и переход к новому этапу развития. Каждый этап кризиса сопровождается появлением непослушания, упрямства, капризов, которые очень ярко демонстрирует ребенок. Возрастных кризисов в течение жизни человека достаточное количество. Мы поговорим о трех: кризисе одного года, кризисе трех лет и кризисе семи лет. Через это проходят практически все дети. Но для каждого ребенка кризис проходит по-разному. Родители обычно пытаются найти причины удивительного поведения, но эти изменения необходимы для взросления и развития ребенка. 

 

Кризис первого года - переходный период от младенчества к раннему детству.

 

Этот возрастной кризис называют также кризисом становления ходьбы, речи и воли. Протесты, как правило, выражаются бурным проявлением эмоций: крике, швырянии разных предметов, ребенок может упасть на пол, бить по нему руками и ногами. Такие действия направлены против запретов и отказов. Что же делать родителям в таких ситуациях, прежде всего не допускать излишнего давления на ребенка и быть последовательными в требованиях, т.е. если что-то запрещаете, то без поблажек. Ребенку необходимы жесткие рамки - абсолютные запреты, которые создаются родителями и строго соблюдаются (не включать плиту, не брать спички и т.д.). Лучше просто убрать бьющиеся и опасные предметы из поля зрения ребенка что бы не вызывать любопытства, пока ребенок не сможет обращаться с ними осторожно, именно "жесткие рамки" могут обеспечить безопасность и смягчить конфликтные ситуации.

 

Кризис трех лет относится к числу самых острых и важных периодов взросления.

 

В этом возрасте у ребенка происходит осознание что он и мама это два отдельных человека, а не одно целое. В первую очередь желание ребенка отделиться от родителей и осознать свое "Я", вызывает в нем протест против правил. Самостоятельность и активность ребенка возрастает и если подавлять его инициативу, происходит обострение кризиса. Твердый распорядок поможет облегчить протесты малыша. Это возраст обучения ребенка нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе. Кризис может начаться с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 - 4 года. Постарайтесь быть более гибкими, расширьте права, и обязанности ребенка дайте немного больше свободы, чем обычно это даст ощущение вашему ребенку, что вы принимаете его как равного члена семьи и считаетесь с его мнением. Постарайтесь не вмешиваться, если это возможно, в его личные дела, если он не просит. Помните, что для ребенка вы образец для подражания, поэтому следите за своими поступками и словами. Если возникают трудности упрямство, гнев попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное. Можно использовать игру с привлечением любимых игрушек, если малыш не хочет кушать, то попросите покормить его игрушку или используйте имитацию машины, которая заезжает в гараж. Обычно кризис проходит так же внезапно, как и появляется, а за ним приходят изменения, которые делают вашего ребенка взрослее.

 

Кризис семи лет – наиболее спокойный.

 

Этот кризис происходит на границе дошкольного и младшего школьного возраста. У ребенка появляется новый статус школьника, он чувствует себя более самостоятельным и взрослым. В этом возрасте родители относятся к ребенку дома как к маленькому, а в школе как к ученику, предъявляя к нему высокие требования (хорошо веди себя в школе, получай только хорошие отметки). Такое несоответствие предъявляемых требований и несоответствие принятия как равного члена семьи вызовет протест у ребенка. Что же нужно делать? Активно поощрять и поддерживать стремление малыша к новому, более "взрослому" положению в обществе, приветствуйте самостоятельность детей - это способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

 

Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития, они сопровождают человека на протяжении всей жизни. Помните, что понимание того что происходит с вашим ребенком может значительно смягчить протекание кризиса.

 

Автор: Олишевская Марина