Назад

            SOS!!!! Наши дети перестали играть!!!!

    Мир очень поменялся, буквально перевернулся с ног на голову, поменялись интересы у взрослых, их ценности, мировосприятие, меняются рядом со взрослыми и дети....И это печально!!! В чем же печаль? Вроде, дети растут, развиваются, но что-то стало другим. И, когда начинаешь задумываться, то приходит осознание...

Дети перестали играть!! В прямом смысле. Не играют вовсе. Им или некогда, в перерывах между множеством кружков и развивающих занятий, или они просто не умеют...

 

    Давайте посмотрим на эту проблему. Для начала поймем, что такое детская игра и для чего она нужна ребенку. Я думаю все взрослые хорошо помнят, как в детстве девочки играли в куклы, шили им платья, играли в "дочки-матери", прятали секреты под стекло и зарывали в землю, варили "кашу малашу", а мальчишки играли в "войнушки", "казаки-разбойники", лазили по деревьям и делали "кесю-месю" из песка и воды...Раньше не было столько развивалок, кружков, мы не знали, что надо учить буквы с рождения и владеть разными языками, но мы играли во взрослых, в их роли,  в папу, в маму и пытались, хоть в игре к ним приблизиться, стать, хоть немного "как папа", приклеив усы из кусочка меха, стать немного "как мама", надев ее "каблуки" и накрасив губы... И это была жизнь по-настоящему. Мы не просиживали время за электронными приборами, планшетами, телефонами, телевизорами, потому что показывали только один мультик "Спокойной ночи малыши" и изредка другие, и эти мультики ждали, думали о них, мечтали, когда же наступит тот день, когда покажут его снова. Что получает ребенок в игре?

 

    В детской игре происходит настоящее развитие, причем на всех уровнях:

1) эмоциональная сфера, игры всегда подразумевают эмоции и именно эмоции так тщательно проигрываются и воплощаются в сюжеты;

2) мышление, ведь у игры всегда есть сюжет, в игре появляется и развивается символическая функция, образное мышление;

3) волевая сфера. Многие игры подразумевают умение ждать, делиться, быстро реагировать;

4) воображение - это то, что необходимо и для восприятия окружающего мира, и для творчества;

5) память. Ребенок всегда точно помнит все мелочи и детали игры, что иногда так удивляет взрослых, потому что игра насыщена эмоциями;

6) речь. Дети тренируют в играх речевые конструкты, осваивают сложные обороты, которые слышали от взрослых, потому что игра обычно и несет в себе желание быть взрослым;

7) физическое развитие. Игры бывают очень подвижными, учась ловкости и тренируя свое тело, ребенок улучшает и интеллектуальную сферу.

8) коммуникативную сферу в широком понимании этого понятия. Игры часто подразумевают наличие других игроков, будь-то родители или кто-то из сверстников.

 

    И в конце концов, в игре ребенок живет, потому что, какое-то продолжительное  время его детского периода жизни, она является частью его реальности, его внутреннего мира. Отобрав игру, взрослые отбирают, как бы и саму жизнь.

И давайте посмотрим на наших детей сегодня, что они имеют?

 

    Кто из родителей может похвастаться, что их дочка играет в "дочки-матери", а сын выстраивает солдатиков и готовится к атаке? Кто из мам в последний раз сшил с дочерью платье для куклы, а кто из пап сразился, хоть в одном бою с сыном? Грустно, но наши дети не умеют этого делать, дети  с самого рождения сидят за планшетами, компьютерами, с телефонами и уходят там в виртуальную реальность, попросту отрешаются от мира, от его изучения, они как бы аутизируются от жизни.

 Другая крайность, когда в малыша с самого рождения впихивают невероятное количество информации, апеллируя тем, что потом будет поздно и память ребенка очень хорошая. И наши дети в три года уже говорят на английском, считают, читают, знают много всего, но не умеют играть.

 

    А, ведь, детская игра несет в себе невероятный смысл, как мы уже увидели выше,  и чрезвычайно важна для психического развития. Через ролевую игру ребенок учится осваивать самое главное - взрослые роли и учится общению, коммуникации в широком смысле.  Понаблюдайте за детьми, ведь их игры чрезвычайно просты, но очень глубоки по содержанию.  Играя в дочки-матери, девочка примеряет на себя роль мамы, женщины, учится заботиться, любить, ухаживать, строить семью, учится делиться, уступать. Через игру в «войнушки», мальчики проигрывают свою врожденную агрессию и импульсивность, развивают свои мужские качества, силу, мужественность, учатся строить и разрушать, проигрывать и побеждать, все, что нужно для взрослого настоящего мужчины. А, если еще и папа принимает участие в таких сражениях, и иногда позволяет себе проиграть сыну, то мальчик, хоть в фантазиях, приближается к недосягаемому отцу и мечтает стать таким же.

 

    Но жизнь сейчас настолько быстро бежит, и так много надо успеть, и так много хочется впихнуть в наших детей, что играют они или в детском саду, в перерывах между множеством кружков и развивающих занятий, или по пути на какое-то занятие в транспорте. Для того, чтобы ребенок был здоровым эмоционально, он должен быть ребенком, который играет во взрослых, мечтать о взрослости и примерять ее через игру. А наши дети вынуждены быть псевдо взрослыми, достигать недостижимого, быть "маленькими взрослыми" с детства. Из-за этого потом и неврозы,  и различные нехорошие симптомы, и нездоровые отношения со сверстниками, и обиды на родителей, отсутствие друзей, неумение ладить и т.д.

Пожалейте своих детей, глупыми они точно не будут, Вы же выучились и достигли многого, но при этом успели насладиться детством и поиграть во взрослых в детстве!!! Подумайте, что важнее: иметь здорового психически ребенка или ребенка, который все знает, но не сможет этим воспользоваться во взрослой жизни, потому что во взрослость он не поиграл, не научился там в детстве!!!!!

 

Психолог Мария Гринева