Назад

О пользе логопедического массажа.

 

Что, в конечном счете, представляет собой речевая деятельность? Это движение мышц. Благодаря сокращениям, сгибаниям, разгибаниям, вращениям мышц органы артикуляции – губы, язык, небо – создают звуки, из которых складываются слова и фразы. Конечно, под руководством центральной нервной системы.

 

С самого рождения и на протяжении нескольких лет ребенок овладевает речевыми навыками, а именно, учится чувствовать, двигать, действовать, управлять мышцами артикуляционного аппарата. Но, к сожалению, часто возникают непредвиденные трудности, преодолеть которые можно с помощью комплекса специально организованных непосредственных механических воздействий  – логопедического массажа.

 

В каких случаях логопедический массаж необходим?

 

Когда есть повреждения различных отделов речевого аппарата, вследствие патологического протекания беременности, родов или неблагоприятных факторов, действующих в первые годы жизни ребенка.

  • Поражения центральных отделов речевого аппарата (повреждены клетки головного мозга) проявляющиеся в парезах и параличах мышц  (невозможность или ограниченность движений), синкенезиях, гиперкинезах, судорогах (патологические, насильственные движения).
    С помощью сеансов массажа нормализуется мышечный тонус, увеличивается объем и амплитуда движений языка, формируются произвольные и координированные движения. 
     
  • Анатомо-физиологические дефекты периферического артикуляционного аппарата (расщелины губы, твердого, мягкого неба, аномалии зубо-челюстной системы).
    В таких случаях массаж обязательно проводится в дооперационный  и  послеоперационный период с целью растяжения рубцов, спаек, рассасывания и удаления патологических отложений, ослабления патологических проявлений в мышцах, усиления и восстановления угасших глубоких рефлексов, усиления тактильных ощущений, расширения возможностей движения речевых мышц и включения их в процесс звукопроизношения.
     
  • Недостаточная иннервация мышц речевого аппарата (нарушена связь с центральными отделами), которая приводит к спастичности (излишней напряженности) или вялости отдельных групп мышц языка. Речь невнятная, невыразительная, плохая дикция, или, как говорят, «каша во рту», невыговаривание одного или нескольких звуков, замена или перестановки звуков в словах со сложной слоговой структурой. Ребенку тяжело выполнять упражнения для языка, он помогает языку подняться вверх губами, на лице появляются гримасы, растопыриваются пальцы, напрягаются мышцы шеи и плеч. Артикуляционная гимнастика и другие логопедические мероприятия не приносят желаемого результата.
    В такой ситуации необходим массаж, который значительно повышает эффективность и сокращает сроки логопедического воздействия. 

 

Как часто и на протяжении какого промежутка времени должен проводиться массаж?

 

В среднем, может быть достаточно 3-х процедур в неделю, проводимых циклами по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от 2-х недель до 2-х месяцев. Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения и возраста. Начальная длительность обычно составляет 5-7 минут, а конечная 20-25 минут.

 

Кому логопедический массаж противопоказан?

 

Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе, ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него синеет носогубный треугольник или отмечается тремор подбородка. Логопедический массаж не должен вызывать болевых ощущений.

 

Кто может осуществлять логопедический массаж?

 

Логопед, дефектолог или медицинский работник, который владеет техникой данного вида массажа, а именно, прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также причины нарушений и пути развития речевых функций. Элементы массажа могут осуществляться родителями ребенка, только под чутким руководством специалиста. Потому что главный принцип воздействия – «Не навреди».

 

Логопеды школы правильной речи «Риторика» прошли первые в Украине курсы инновационной технологии повышения квалификации от Международного института речевой патологии и получили сертификаты специалиста «логопедического массажа» по авторской методике Е.А. Дьяковой.