Назад

Начинаем говорить: упражнения для развития речи ребенка

 

Прежде всего, с ребенком можно больше разговаривать. Причем выговаривать слова четко и правильно, не сюсюкая. Когда малыш произносит слова, следить, чтобы он не путал порядок слогов в слове, произносил правильные слова, а не их измененные варианты. Иначе малыш может надолго затормозить в развитии речи. Каждое неправильно произнесенное слово нужно исправить: произнесите его правильно и попросите повторить.

 

Логопеды и детские психологи предлагают специальные упражнения для развития правильной речи ребенка.

 

От простого - к сложному

 

Сначала попросите малыша произносить только те слова, которые он умеет говорить правильно. Пусть привыкнет к этой игре и легко выдает нужное слово. После этого начинайте вводить по одному новому слову (за одну игру или несколько раз одно и то же). Причем слово нужно подобрать такое, какое малышу будет несложно произнести, похожее на те, которые он знает или состоящее из тех звуков, которые ему по силам. Так можно постепенно расширить словарный запас малыша.

 

Общее и конкретное

 

Расширяйте количество названий и понятий, которые знает малыш. Показывайте и называйте ему все предметы в доме, смотрите книжки с картинками. Давайте обобщенные названия предметов – мебель, посуда, одежда, фигуры... И конкретные названия каждого предмета. Раскладывайте вместе карточки с изображением разных предметов по группам. И пусть ребенок не сразу начнет правильно раскладывать карточки, поощряйте любую его активность.

 

Новые понятия

 

Знакомьте ребенка с понятиями: «такой», «такой же», «не такой», «одинаковые», «разные». Учите его ориентироваться в пространстве, показывайте и рассказывайте, что такое «верх», «низ», «право», «лево», «середина», «внутри», «снаружи», «около», «далеко», «близко», «высоко», «низко», «ближе», «дальше»...

 

Читаем вместе.

 

Когда малыш начнет узнавать картинки в книгах, более подробно рассказывайте ему о том, что делает тот или иной персонаж: «заяц бежит», «мальчик ест». Обращайте внимание не только на действия, но и на эмоции, которые испытывает персонаж: «улыбается», «плачет», «удивляется». Рассказывайте малышу о том, что окружает то или иное действующее лицо, что за предметы у него в руках или рядом с ним. Одним словом, от простого называния персонажа с каждым разом переходите к более детальному обсуждению картинок. Поощряйте малыша к повторению произнесенных вами слов, к показу картинок по вашей просьбе.

 

Говорим предложениями.

 

Когда малыш начнет говорить предложениями, обязательно поправляйте его, если он неправильно произносит окончания слов или неправильно располагает слова в предложении. Только не сообщайте крохе, что он что-то делает не так. Просто произнесите ту же фразу правильно и попросите его повторить.

 

Черкашина Галина.