Назад

Логопедический словарь

 

Автоматизация звука - этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

 

Агнозия - нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга. (различают: акустическую(слуховая), апперцептивная(форма оптической), вкусовую, зрительную(оптическая), обонятельную, осязательную(тактильная), пальцевую, пространственную, симультанную(зрительное отсутствие восприятие целого). 

 

Аграмматизм - нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией.

 

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной А. чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени А. выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

 

Алалия моторная - недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. .м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина- поражение коркового конца речедвигательного анализатора.

 

Алалия сенсорная - недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной А. с. является поражение коркового конца слухоречевого анализатора и его проводящих путей.

 

Алексия - полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

 

Амбидекстр - человек, у которого одинаково хорошо развиты функции обеих рук.

 

Анализ и синтез - противоположные и неразрывно связанные логические приемы; А., разлагая сложную проблему на ее составные части, упрощает ее и облегчает ученикам понимание данного явления, а С. дает возможность не только связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания.

 

Анамнез - совокупность сведений (об условиях жизни человека, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц; А. используется для установления диагноза ,прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.

 

Анартрия - тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции.

 

Аномалия - отклонение от нормы в структуре и (или) функции организма в целом или его частей; А. может быть врожденной и приобретенной.

 

Аномальные дети - дети, имеющие отклонения от нормального психического или (и) физического развития и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания; основные группы А. д. 1) умственно отсталые дети, 2) дети с задержкой психического развития, 3) дети с нарушениями речи, 4) дети с нарушениями слуха(глухие, позднооглохшие, слабослышащие, 5) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 7) дети с нарушениями поведения, 8) дети с нарушениями эмоционального развития, 9) дети с комплексными дефектами.

 

Апраксия - нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений.

 

Артикуляционная гимнастика - система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.

 

Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

 

Асфиксия - удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови и тканях.

 

Аутизм - погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства.

 

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

 

Афония - отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; причина- несмыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха; А. возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.

 

Брадилалия - патологически замедленный темп речи.

 

Вдох - поступление воздуха в легкие в результате увеличения объема грудной полости, вызванного сокращение диафрагмы и наружных межреберных мышц.

 

Велярный звук - задненебный звук (н-р, [г], [к], [х]).

 

Велярный звук [р] - вид ротацизма: образуется при колебании различных участков мягкого неба.

 

Вербальный - 1) словесный, относящийся к речи, выраженный речевыми средствами; 2) глагольный.

 

Визуальный - воспринимаемый или производимый посредством зрения.

 

Внимание - произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

 

Вокальный - исполняемый голосом; относящийся к пению.

 

Волчья пасть - см. Расщелина неба.

 

Воля - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.

 

Воображение - психический процесс формирования новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

 

Воспитание - процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.

 

Восприятие - психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира; в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В.

 

Выдох - удаление воздуха из легких в процессе дыхания.

 

Гемипарез - парез мышц одной половины тела.

 

Гемиплегия - паралич мышц одной половины тела.

 

Гемитония - повышенный мышечный тонус одной половины тела.

 

Гидроцефалия - избыточное накопление спинномозговой жидкости в полости черепа.

 

Гимнастика речи активная - система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.

 

Гимнастика речи пассивная - форма речевой гимнастики, при которой ребенок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы(нажим руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя); после нескольких повторений делается попытка, т.е. пассивное движение постепенно переводится в активное.

 

Гиперкинез - автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.

 

Гипертрофия - увеличение объема органа(или ткани) вследствие увеличения размеров составляющих его клеток.

 

Гипоксия - кислородное голодание организма.

 

Глотка - начальная часть пищеварительной трубки,; одновременно относится к дыхательным путям, соединяя полость носа с гортанью.

 

Голос - совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата; Г. является одним из компонентов речи, вместе с дыхание и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли(слова) и контролируется корой головного мозга.

 

Грамматика - раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений в отвлечении от конкретного материального(лексического) значения слов, словосочетаний и предложений.

 

Грамматический строй - строение слова и предложения, присущее данному языку.

 

Грассирование - 1) произношение французского, т.е. увулярного недрожащего [р]; 2) усиленное, раскатистое произношение русского звука [р].

 

Губа заячья - см. Расщелина губы.

 

Двигательные нарушения - нарушения движений, которые могут проявляться ограничением объема и силы движений (см. Паралич), нарушениями их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных избыточных движений (см. Гиперкинез).

 

Двуязычие - одинаково совершенное владение двумя языками.

 

Дебильность - легкая степень олигофрении, характеризующаяся примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, ограниченностью возможностей обучения, сниженной социальной адаптацией.

 

Деменция - приобретенное слабоумие; стойкое оскудение и уплощение психической деятельности, характеризующееся ослаблением познавательных процессов, обеднением эмоций и нарушением поведения.

 

Дети с нарушениями речи - дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

 

Дети с отклонениями в развитии - см. Аномальные дети.

 

Дефект - недостаток к.-л. органа, выпадение какой-нибудь физиологической или психической функции.

 

Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения.

 

Дефекты звукопроизношения - см. Дизартрия, Дислалия, Ринолалия.

 

Диагноз - медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании; выражается в терминах, обозначающих названия болезней, их формы, варианты течения и т.п.

 

Диагностика - 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза.

 

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

 

Диплегия - двусторонний паралич одноименных частей тела (напр., обеих ног).

 

Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

 

Дислалия - нарушение звукопроизношения.

 

Дислексия - частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

 

Дисфония - расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным - хриплым, слабым, вибрирующим и т. п.; Д. возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.

 

ДЦП - см. Паралич детский церебральный Задержка психического развития - временное отсутствие развития психики в целом или отдельных ее функций.

 

Задержка речевого развития - нарушение хода речевого развития, проявляющееся в несоответствии нормальному онтогенезу, отставание в темпе.

 

Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

 

Заикание неврозоподобное - заикание, по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее непсихогенное происхождение; наблюдается при шизофрении, эпилепсии, разных видах олигофрении, чаще всего вызываются органическим поражением центральной нервной системы; термин «З.Н.» часто используют как синоним термина «Заикание органическое».

 

Заикание невротическое - заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов; термин «З.н.» часто употребляют как синоним термина «Заикание функциональное».

 

Замены звуков - дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические образы звуков не сформированы.

 

Запоминание - психический процесс запечатления информации в памяти (различают: произвольное и непроизвольное).

 

Зеркальная речь - произнесение (чтение) слов в обратном порядке, начиная с последнего и кончая первым звуком слова.

 

Зеркальное письмо - 1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв.

 

Имбецильность - средняя степень олигофрении, занимающая промежуточное положение между идиотией и дебильностью, характеризующаяся замедленным и непоследовательным мышлением, ограниченным словарным запасом, возможностью усвоения лишь элементарных навыков.

 

Импрессивная речь - восприятие, понимание речи; И.р. устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а И.р. письменная - в зрительном восприятии текста (чтении).

 

Инсульт - вызванное патологическим процессом острое нарушение мозгового кровообращения с развитием стойких симптомов поражения центральной нервной системы.

 

Интеллект - совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения.

 

Интонация - сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

 

Инфантилизм - патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением черт, присущих детскому или подростковому возрасту.

 

Итерация - несудорожные запинки, повторы в речи.

 

Итерации физиологические - повторения детьми некоторых звуков и (или) слогов, обусловленные возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи в дошкольном детстве.

 

Картавость - нарушение произношения звуков Р и Л.

 

Клоническая судорога - судорога в виде следующих друг за другом коротких сокращений мышц, чередующихся с их расслаблением.

 

Коррекционная педагогика - см. Дефектология.

 

Косноязычие - см. Дислалия. Леворукость - врожденное или вынужденное преимущ. Пользование левой рукой при выполнении целенаправленных действий.

 

Лексика - вся совокупность слов, входящих в состав к.-л. языка или диалекта.

 

Лексико-грамматический - характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.

 

Лепет - голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжелых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.

 

Логоневроз - невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (заикание невротическое).

 

Логопед - коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.

 

Медико-Педагогическая Консультация - специальное учреждение, проводящее комплексное медико-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно- воспитательные и оздоровительные учреждения; в М.-п. к. работают специалисты различного профиля: врачи, педагоги, психологи.

 

Межзубный сигматизм  - нарушение главным образом звуков [с], [з], [ц]; возникает при отсутствии прикуса во время артикуляции, когда нижняя челюсть опускается книзу, и язык высовывается между зубами, вместо острого звука получается мягкий шум между языком и верхними резцами.

 

Модуляция голоса - изменение высоты голоса; при снижении слуха М.г. нарушается, что делает речь монотонной.

 

Морфология - в языкознании:1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразования; 2) раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.

 

Моторика - двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей.

 

Мутизм - отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых детей и т.д. Назализация - приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

 

Нарушение зрительного образа буквы - смешение букв со сходным зрительным образом, зеркальное письмо.

 

Нарушение зрительного образа слова - нарушение буквенного состава слова.

 

Нарушение структуры слова - упрощение слова, перестановки, недописывание, слияние и расщепление слов.

 

Нарушение чтения и письма - резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв.

 

Небная занавеска - см. небо мягкое.

 

Небная расщелина - аномалия развития: полное или частичное незаращивание тканей неба, в результате, чего по средней линии имеется сообщение между ротовой и носовой полостями; приводит к нарушению сосания, глотания, а в дальнейшем и речи.

 

Небо мягкое - задняя подвижная часть неба; во время глотания, жевания и речи происходит различные движения мягкого неба.

 

Небо твердое - часть неба, имеющая костную основу, покрытую сверху и снизу слизистой оболочкой.

 

Нистагм - непроизвольные ритмические судорожные движения глазных яблок.

 

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

 

Олигофрения - стойкое психическое недоразвитие, обусловленное органической недостаточностью головного мозга, возникшей на ранних этапах онтогенеза - во внутриутробном периоде, во время родов или на первом году жизни; наиболее распространенная клиническая форма умственной отсталости.

 

Олигофренопедагог - педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение и воспитание умственно отсталых детей.

 

Онтогенез - совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.

 

Органы речи - различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи.

 

Орфография - система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме.

 

Паралич - выпадение функции к.-л. мышцы или конечности вследствие нарушения иннервации.

 

Патология - наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний.

 

Постановка звука - создание при помощи специальных приемов новой связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно - кинестетическими (самостоятельное восприятие звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями; постановка звуков, дыхания, голоса - первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи; характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением различных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное произносительное умение; за этапом произносительных умений следует этап их автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате специальных упражнений и речевой практики.

 

Прикус - взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

 

Психика - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

 

Психические процессы - отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятие, мышление, внимание и др.).

 

Расщелина губы - врожденная аномалия строения губ (обычно верхней), возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости; часто сопровождается расщелиной неба; может быть односторонней и двусторонней; является причиной органической дислалии.

 

Речи нарушения - отклонения от нормы, принятой в данной речевой среде.

 

Речь - форма общения, опосредованная языком.

 

Речевой аппарат - система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Различают периферический и центральный отделы Р.а.

 

Ринолалия - патологическое изменение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого неба или расстройства функции мягкого неба.

 

Ритмика -cистема физических упражнений, построенных на основе связи движения с музыкой.

 

Саливация - обильное слюноотделение.

 

Словарь пассивный - запас понимаемых слов.

 

Словарь активный - наличие слов, которыми данный человек постоянно пользуется в своей речи.

 

Скандированная речь - речь по слогам, нарушение ритма речи.

 

Смешение звуков - недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (н-р, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки - «шанки»). С.з. - признак незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.

 

Сопряженная речь - совместное повторение двумя или более лицами произнесенных или написанных кем-либо слов или фраз.

 

Спонтанная речь - непроизвольная.

 

Судороги клонические - быстро следующие одно за другим кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц.

 

Судороги тонические - продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса.

 

Сурдопедагогика - наука об изучении, воспитании и обучении лиц с нарушением слуха.

 

Тахилалия - нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа, при полном сохранении остальных компонентов фонетического оформления, а также Лесики и грамматического строя.

 

Тембр - индивидуальная окраска голоса. Уздечка короткая - врожденный дефект, заключающийся в укорочении так называемой уздечки языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Это обычно служит причиной механической дислалии.

 

Уранопластика - оперативное закрытие щели твердого неба.

 

Ураностафилопластика - оперативное закрытие щели твердого и мягкого неба вместе.

 

Фобия речи - навязчивый страх речи. Нередко наблюдается при заикании.

 

Фонастения - нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. При Ф. наблюдаются: быстрая утомляемость и прерывание(«осечки») голоса, неприятные ощущения в горле при пении и разговоре (царапание, жжение).

 

Фонация - голосообразование. Нарушение Ф. - от легкой охриплости до полного отсутствия голоса.

 

Фонема - звук речи - звукоразличитель. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных).

 

Фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. Ф.с. имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Нарушение Ф.с. у детей приводит к специфическим недостаткам произношения.

 

Хейлопластика - оперативное закрытие расщелены верхней губы. Рекомендуется производить в возрасте до 10-12 месяцев.

 

Чтение с губ - распознавание речевых сообщений при помощи зрительного восприятия видимых движений речевых органов.

 

Чувство языка - феномен интуитивного владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и пр. конструкций еще до целенаправленного овладения языком в обучении. Представляет собой обобщение на уровне первичной генерализации без предварительного сознательного вычленения элементов, входящ&