Назад

Я сама мама и прекрасно понимаю, что для каждого родителя свой ребенок особенный, самый-самый лучший. И порой очень тяжело признать, что твоему ребёнку нужна помощь специалиста. Тем более, если от окружающих мы слышим, например, следующие высказывания – «наш ребенок молчал до 3 или 5 лет, потом сам начал говорить и никаких проблем не испытывал…» или «я вот тоже поздно заговорила, но это никак не отразилось на моей дальнейшей жизни…». Слыша подобное, родители подчас успокаиваются и решают, что «ни какие логопеды» их ребёнку не нужны. Что это? Заблуждения? Опасные настроения? Или просто попустительство?

Дорогие родители! Этапы общего, речевого, психического и моторного развития довольно четкие и всегда должны соответствовать определенному возрасту ребёнка. Сложные структуры детского развития настолько переплетены между собой, что малейший сбой в одном из параметров может всплыть где угодно и стать причиной задержки другого параметра. То, что на первый взгляд нам кажется незначительным, может привести к более заметным и серьёзным нарушениям.

Что бы вам, заботливым родителям, не пропустить момент, когда помощь логопеда вашему малышу будет своевременной и результативной, я приведу ниже возрастные показатели, которым должен соответствовать каждый ребёнок. 

Итак:
     – новорожденная кроха, конечно, может только кричать или плакать;
     – уже к 3 месяцу малыш начинает произносить звуки, похожие на «гуление», молчание – это тревожный знак;
     – к 8-10 месяцу ребенок начинает понимать речь взрослых, пробует копировать некоторые слова или слоги;
     – к концу первого года ребенок реагирует на слова взрослых, не зависимо от интонации;
     – собственно речь начинает развиваться к 1,5 годам;
     – к 2 годам малыш уже успешно понимает речь взрослых, выражает свои мысли элементарными предложениями, чуть ли не ежедневно обогащая свой словарный запас;
     – 2-3 года – это период, когда ребенок строит сложные фразы и его словарный запас составляет 500-1000 слов.
     – к 5 годам ребенок должен правильно строить фразы и произносить все (!) звуки речи.

Если у вашего малыша что-то не так, вам следует обраться к специалисту.Я убеждена, что каждому ребёнку в возрасте 3-5 лет необходима консультация логопеда. Хотя бы для того, чтобы быть уверенным в правильном развитии малыша и не пропустить каких-либо отклонений.

При каких симптомах обязательно нужно обращаться к логопеду:
– Если ребенок в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием». Не ждите пока «сам заговорит». На мой взгляд, лучше «перестраховаться» и убедится у специалиста в отсутствии органических поражений головного мозга (у невропатолога).
– Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька». Очень может быть, что это не «баловство», а серьезное речевое нарушение.
– Если ребенок картавит, гнусавит, шепелявит, т.е. искажает звуки, обратитесь к логопеду в любом возрасте ребёнка. Это всегда речевое нарушение и самостоятельно оно не исправится.
– Если ребенок пошел в школу и у него начались проблемы с чтением и письмом. Например, не понимает прочитанное или во время чтения изменяет слова, теряет буквы в слове, при письме не дописывает элементы букв, путает буквы сходные по начертанию (П-Н-Т), не различает похожие слова (ТОМ-ДОМ-КОМ).
– Если у ребенка после какой-либо травмы (падение, ушиб, «лёгкое сотрясение мозга») начались проблемы с письмом – пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек – проверьтесь не только у логопеда, но и у невропатолога, так как это могут быть симптомы серьёзной черепно-мозговой травмы.


Помните, в логопедии существует правило: чем раньше начать лечение, тем меньше проблем будет в будущем.
И ещё. Хочу заметить, что коррекция детской дикции обязательно должна осуществляться в непринужденной, комфортной обстановке, в атмосфере раскованности. Для ребенка очень важен психологический комфорт. И, конечно, как и в любом лечении, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.