Назад

«Каша во рту». Что делать?

 

Вашему ребенку 2 (3) года, а он не говорит?, или говорит, но на «своем» языке, который понимаете только Вы и иногда бабушка?

 

Невнятность речи, задержка речи, проблемы с дикцией - вот те проблемы, с которыми приходят родители к специалисту по речи – логопеду.

 

И очень часто на вопросы: «Находился ли ребенок на грудном вскармливании?», «Как ребенок кушает?, жует твердую пищу?» слышим в ответ: «Он у нас лентяй, сосать не хотел, кормили из бутылочки», «А у нас есть блендер, так удобно». Вот и получается «каша во рту», потому что мышцы артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого неба) слабые, неразвитые.

 

При произнесении различных звуков каждый орган артикуляционного аппарата занимает строго определенное положение (например при [с] – язык упирается в нижние зубки, а струя воздуха проходит по центру языка и холодная, а при [ш] – язык в форме «ковшика» за верхними зубками, а струя воздуха широкая и теплая). Кроме того, в речи звуки произносятся один за другим и органы все того же артикуляционного аппарата должны достаточно быстро менять свое положение. Четкое произношение возможно только при согласованной, точной, скоординированной работе всех органов артикуляционного аппарата.

 

И здесь на помощь приходит артикуляционная гимнастика. Обычно комплекс упражнений, необходимый ребенку, подбирается индивидуально в соответствии с его дефектом речи. И если при легком нарушении звукопроизношения нет жесткой необходимости в большом количестве упражнений, достаточно тех, в результате которых окажутся сформированными движения, необходимые для произнесения нужного звука, то при сложных речевых нарушениях, коррекционная работа занимает много времени, ведется систематически и включает в себя еще и массаж, упражнения для развития речевого дыхания, фонематического слуха и т.д. и только под строгим контролем специалиста.

 

При выполнении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать некоторые рекомендации:

  • артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, соблюдая последовательность подачи упражнений (от простого к сложному); - занятия обязательно проводить в игровой форме, эмоционально, можно придумать сказочный сюжет, привлекая любимые игрушки;
  • не нужно отчаиваться и тем более сердиться, если что-то не получается с первого и даже со второго раза. Имейте терпение. Можно помочь «непослушному» язычку шпателем, ложкой, пальцем, ватной палочкой. Со временем, когда появятся определенные кинестетические ощущения (ребенок сможет выполнить упражнение без зеркала или с закрытыми глазами) движения станут четче, координированнее;
  • взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность, плавность, темп, переключаемость от одного упражнения к другому.

 

ВАЖНО

 

  • движения должны выполняться симметрично справа и слева (если симметрии нет – срочно к специалисту, сначала к неврологу);
  • если через 1 месяц работы не появляется точность, четкость и плавность движений (язык «беспокойный», дрожит, долго не может «найти» позу). Это может означать, что вы делали что-то неправильно, либо ваша проблема серьезнее чем вы думали – срочно к специалисту;
  • на начальном этапе при выполнении упражнений наблюдается напряжение в мышцах, постепенно напряжение исчезнет, если нет – срочно к специалисту.

И самое важное – занятия по коррекции речи – это долгий и упорный труд, и если нет стимула, сознательного отношения, внутренней мотивации (ЧТО я делаю и ЗАЧЕМ) то положительного результата можно ждать очень долго.

 

Автор: Соколкова И. К.