Назад

Психологическая готовность к школе

 

Чуть меньше полугода осталось до 1 сентября. Тысячи мальчиков и девочек пойдут в первый класс, станут школьниками. Как сложится их школьная жизнь, легко ли им будет даваться учеба, какие отношения будут с учителями и одноклассниками – все это зависит от того насколько ребенок психологически готов к школьному обучению.

 

Что такое психологическая готовность к школе?

 

Сейчас очень популярна   такая педагогическая услуга, как подготовка к школе, ее предлагают родителям  в каждом детском центре, где малышей учат читать, писать и считать. Но, к сожалению, эти умения никак не влияют на мотивацию к учебе, на умение контролировать свое поведение и взаимодействовать с другими людьми, на уровень развития  внимания.

 

 Бывает,  хорошо читающий малыш в первом классе может оказаться совершенно не готов к тому, что приходится слушаться учителя, выполнять скучные и неинтересные задания, ему тяжело справляться с ситуацией, когда что-то не получается сразу. А бывает, что ребенок спокойный, послушный, но постоянно «витает в облаках» и сосредоточиться ему  сложно. Успешная учеба  возможна только тогда, когда ребенок психологически к ней готов.   

 

Психологическая готовность к школе – это способность и желание овладевать новыми знаниями.

 

Под «способностью» понимают необходимый уровень развития познавательных психических процессов, таких как внимание, мышление и память, а так же развитие навыков мелкой и крупной моторики.  Кроме того, к 7 годам «созревают» отделы головного мозга, которые отвечают за волевую регуляцию поведения. То есть, за способность делать то, что надо, а не то, что хочется.  

 

Под «желанием» понимают наличие учебной мотивации, познавательного интереса. Стремление исследовать и понять этот мир – основа развития ребенка. Но к периоду школьного обучения она уже может быть снижена. Это бывает в тех случаях, когда познавательная активность ребенка не поддерживалась и/или порицалась. То есть, когда ребенок не получил ответа на свои тысячи «почему» или был наказан за попытки узнать, как и что в мире устроено. Так же отбить охоту учиться могут слишком интенсивные учебные нагрузки в дошкольном возрасте. Когда четырёх или пятилетнего ребенка против его воли начинают обучать письму, чтению, да еще и наказывают за недостаточное прилежание.

 

Зачем нужна диагностика психологической готовности к школе?

 

Задача любой диагностики – выявление сильных и слабых сторон, чтобы прогнозировать возможные варианты развития ситуации.  Психологическая готовность к школе – не исключение. Психолог не будет проверять, с какой скоростью читает ваш малыш, или как грамотно он пишет, зато проверит:

 

  • мотивационную готовность к школьному обучению;
  • уровень развития речи, внимания, мышления, памяти, крупной и мелкой моторики;
  • проведет диагностику эмоционально-волевой сферы (способность к выполнению  правил и требований взрослого; способность доводить начатое дело до конца); и социально-личностных качеств (уровень самооценки, самостоятельности, умение взаимодействовать с другими).

 

Если окажется, что какая из вышеназванных сфер развита недостаточно, то мы можем понять, с какими именно сложностями столкнется ваш ребенок в первом классе. Если у ребенка сложности с вниманием, то зная с чем они имеют дело, родители смогут адекватно реагировать на то, что какие-то задания их ребенку даются с трудом, и что ему нужно больше времени на их выполнение. Это позволит избежать упреков и обвинений в адрес малыша, тем самым его самооценка и стремление к учебной деятельности не будут снижаться. Так же психолог может подсказать, какие игры и упражнения будут способствовать развитию внимания. А если выясниться, что отлично читающий и пишущий вундеркинд имеет сложности с соблюдением правил и норм, принятых в обществе, то задача психолога предупредить родителей, о последствиях и дать рекомендации, которые позволят в игровой форме развить необходимые социальные навыки.

 

Успешность школьного обучения во многом зависит от того, как ребенок воспринимает взрослого и его требования. Отношения с другими взрослыми ребенок строит по тому же принципу, как они сложились с родителями. Если ребенок привык, что взрослые вместо того, чтобы помочь справиться с трудным заданием, делают его вместо ребенка, то ждать усердия   от такого ученика не приходится. Если ребенок привык, что любые его поступки критикуются и обесцениваются, вряд ли он будет проявлять инициативу на уроках.  

 

Понимание того, что психологическая готовность к школьному обучению сложный и многоуровневый процесс, затрагивающий все сферы развития личности, поможет родителям не злиться, не критиковать, не сравнивать своего ребенка с другими, а даст силы поддержать малыша на важном этапе его жизни.

 

Виктория Кузнецова, психолог.