Назад

Аденоиды и нарушение речи

 

Вашему ребенку поставили диагноз аденоиды. Казалась бы какое отношение отолорингический диагноз имеет к нарушениям речи? В том то и дело , что самое непосредственное.

 

Для понимание этого вопроса надо разобраться, как образуется речь и к каким изменениям приводит увеличение носоглоточной миндалины.

 

Сначала поговорим о том , как образуется речевой звук? В этом принимает участие рот, язык, нос, губы. Любое анатомическое изменение даже одного из органов может привести к нарушению звукопроизношения. Попробуйте по очереди произнести такие звуки : М,Б,П. В этом вам помогли губы. Теперь : В,Ф. Тут уже задействованы верхняя губа и нижние зубы. Произнесите : К,Г,Х. Спинка языка приподнимается и упирается в небо. Перейдем к :Д,Т. Кончик языка прижат к верхним зубам. Скажите :Ш,Ж. Губы округлены и немного выдвинуты вперед , спинка языка поднята, а сам он принимает форму чашечки.
 

Теперь представьте, что один из этих органов сформирован неправильно. Это значит, что органы не смогут образовать необходимую позицию для произнесения звука. Это приведет к нарушениям произносительной стороны речи.
 

Надо еще обратить внимание на то , что перед произнесением звуков вы набирали воздух в легкие для того чтобы при помощи его был слышан сам звук. Потому как именно прохождение воздуха через голосовые связки и органы артикуляционного аппарата мы и слышим привычные нам звуки. И выдох при этом должен быть определенной силы и длины.
 

Теперь закономерный вопрос: какое это все отношение имеет к аденоидам?  Для этого надо понимать к каким анатомическим и физиологическим изменениям приводят аденоидные вегетации.
 

Носоглоточная миндалина, разрастаясь не дает возможность дышать носом, а это ведет к тяжелым последствиям.
 

Во-первых, идет нарушения физиологического дыхания, а это в свою очередь приводит к нарушению речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким. Это отражается и на произнесении фразы, и на  мелодики, длительности, интенсивности, темпа речи и тембра произнесения, т.н. просодической стороны речи. Ее состояние влияет на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. Нарушение просодической стороны речи  приводит к трудностям в усвоении чтения и письма.
 

Во-вторых, лицо ребёнка, имеющего аденоидные вегетации, имеет свои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо: часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы, различной степени отвисание нижней челюсти), сглаженность носогубных складок; амимичное выражение лица. Так как ребенок растет, то все его органы в стадии формирования и еще не приняли свои окончательные размер и формы. Именно это и приводит в тому ,что у детей может развиться открытым передний прикус, если при открытом рте язык упирается в нижние зубы. Также это может отразится на формировании неба.  В норме язык располагается в области неба и оказывает давление на верхний зубной ряд изнутри. Щеки оказывают давление снаружи. Под действием этих мышечных структур формируется форма верхней зубной дуги. При ротовом дыхании язык опускается вниз, давление мышц щек усиливается и происходит нарушение формирования верхней челюсти в ширину. Верхняя челюсть суживается и образует т.н. готическое небо. Часто при ротовом типе дыхания формируется перекрестный прикус и скученность зубов. По различным данным от 34% до 48 % зубочелюстные аномалии сочетаются с нарушением носового дыхания . А как мы уже выяснили нарушение в формировании органов ротвой полости и губ может привести к нарушению звукопроизношения.
 

У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса основных его характеристик. Голос приобретает сильный носовой оттенок. Голос лишается ряда обертонов и становится глухим, лишается своей выразительности. А это может привести к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков.
 

Аденоиды у детей приводят к неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т.к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения различных звуков. Неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведёт к нарушению произношения звука [в]. Нарушения звукопроизношения зависит от степени нарушений в формировании артикуляционного аппарата.
 

Из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что помимо частых болезней и возможных осложнений в виде отитов  аденоидные вегетации могут сильно отразиться и на формировании речи ребенка. Поэтому не стоит долго затягивать с лечением , а при необходимости и с операцией. Если же пока вы не можете кардинально решить вопрос, необходимо тесное сотрудничество с логопедом. Ну, а если ваш ребенок давно не дышит носом, то консультация у ряда специалистов, помимо лор-врача, просто обязательна. Специалисты Школы правильной речи «Риторика» всегда готовы оказать квалифицированную помощь вашему ребенку.
 

И помните медлить нельзя, предупредить гораздо легче, чем потом долго лечить.